Совета педагога-психолога

Влияние семейных отношений на психическое здоровье ребенка

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Семья – сложная система взаимоотношений между членами семьи. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Именно в семье создаются предпосылки для того или иного психосоматического недуга, закладываются основы характера и оттачивается способность противостоять будущим непростым ситуациям, прожить без которых, к сожалению, невозможно.

В семьях, где происходят частые ссоры между родителями, конфликты, присутствует недоброжелательность друг к другу, нет понимания, у детей часто возникают неврозы, невротические реакции, нарушения эмоциональной сферы. Возникающий в таких неблагоприятных условиях невроз у ребенка, как психогенное заболевание проявляется на психологическом уровне как несовместимость с подобным отношением родителей, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. В такой ситуации ребенок не может эмоционально отреагировать накапливающееся нервно-психическое напряжение. Как следствие у ребенка нарушается способность адекватно воспринимать себя, понижается самооценка, появляется неуверенность в себе, возникают страхи, тревога, чувство беспомощности, раздражительность.

Наиболее частыми проблемами семей, оказывающими неблагоприятное влияние на эмоциональное состояние детей, являются:

  • часто возникающая растерянность у супругов;
  • разочарование, ожидание от супруга (и) большего;
  • обсуждение значимых вопросов не с партнером, а с другими людьми;
  • супружеские измены и предстоящий развод;
  • проживание в гражданском браке как способ избежать ответственности.

В семьях, где роли между мужчиной, женщиной и детьми распределены психологически правильно, сохраняется подвижное равновесие. Ощущается позитивное влияние семьи на психическое благополучие ребенка. Каждый член семьи поддерживает семейное «Мы», в основе которого лежат общие ценности, любовь, теплые чувства и привязанность, объединяющие и позволяющие быть собой. Имеются свои семейные правила, которые понятны всем членам семьи и которых стараются придерживаться.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:

  • осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении, постоянном внимании к жизни своего ребенка, помощи и поддержки в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;
  • организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов семьи;- организация семейного досуга (в совместные прогулки, чтение книг, посещение театра, кино и т.д.);
  • взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, любовь и жизнерадостность в семье.

Таким образом, необходимо понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребенка, а также, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

Для создания благоприятной атмосферы необходимо:

  • От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо  индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимость исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
свернуть

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка.

Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка столь же высоко, как и влияние внутрисемейных отношений на формирование детской личности. Именно в семье создаются предпосылки для того или иного психосоматического недуга, закладываются основы характера и оттачивается способность противостоять будущим непростым ситуациям, прожить без которых, к сожалению, невозможно. 

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
  • родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
  • воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
  • диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
  • личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
  • воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
  • все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
  • оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье. Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разработок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.

свернуть

Здоровая семья - здоровый ребенок

Здоровая семья – здоровый ребёнок!

В здоровой семье - здоровый ребенок!

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха.

*Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

- Во-первых, соблюдение режима дня. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.

- Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

- В-третьих, культура питания.

*Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

*Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

*Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

*Домашний режим школьника– одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. 

*Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

-понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

- знание основных правил правильного питания;

- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;                    

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;  

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

Совместный активный досуг:

  1. способствует укреплению семьи;
  2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;
  3. развивает у детей любознательность;
  4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
  5. расширяет кругозор ребенка;
  6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
  7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например,  велосипедные прогулки в лес и т. д. – благотворно действуют на ребёнка и их родителей. Родители совместно с детьми могут:

  1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
  2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
  3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
свернуть

Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс рекомендации

Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс?

  1. Поговорите с учителем начальных классов, выясните, какие из учебных навыков освоены вашим ребенком недостаточно хорошо, заполните пробелы в знаниях.
  2. Приучайте ребенка к организованности. В отличие от начальной школы, в 5 классе на него накладывается гораздо большая ответственность.
  3. Уделите внимание психологической подготовке. Поддержите его, ему это нужно.
  4. Подготовьтесь к освоению новых предметов, которые вводятся в 5 классе. Чтобы в дальнейшем они не показались скучными, начинайте самостоятельно их изучать, с самого интересного.
  5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  6. Объясните ребенку, что у него теперь будут разные учителя, которые не знают его так хорошо, как его первая учительница, поэтому ему надо будет учиться строить отношения с ними.
  7. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам (как ко 2 шансу).
  8. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи. Главное – это освоение знаний.
  9. Примерно в 5 классе (10−11 лет) завершается период детства и начинается младший подростковый возраст. Учеба отходит на второй план, на первый – общение. Будьте готовы к этому.
  10. Познакомьтесь с классным руководителем, определите, что нужно для класса к началу учебного года.
  11. В конце года психологи будут проводить тестирование четвероклассников. Всегда можно обратиться за консультацией.
  12. Устройте ребенку полноценный и насыщенный отдых в течение 1-1,5 месяцев после 4 класса. Это могут быть поездки, общение, активные игры. Пусть наберется сил перед новым учебным годом.
свернуть

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

Попробуем обсудить такой важный вопрос, как взаимодействие ребенка с окружающим миром. Своевременное решение трудностей, возникающих у ребенка в процессе этих отношений, во многом определяют его позицию, ценностные ориентации, умение и желание влиться в культуру своей страны.

Основной задачей выступает обучение детей социальным навыкам, позволяющим максимально безболезненно встраиваться в социум.

       Важнейшим средством взаимодействия ребенка с миром выступает общение.

Настоящий «прорыв» в общении ребенок получает с приходом в детское воспитательное учреждение. Это могут быть группы развития, детские ясли и сады, кружки и спортивные секции. Как только ребенок попадает в группы сверстников, общение становится незаменимым для него «путеводителем» по жизни. Детское сообщество являет собой отпечаток взрослого, и ребенок, устанавливая многообразные связи, учится тем самым устанавливать такие же связи в будущей взрослой жизни. Дело в том, что группа в детском саду разнородна. Есть дети, которых выбирают воспитатели за реальные или мнимые положительные качества. Они являются опорой взрослых, именно к ним те обращаются, когда надо подать пример в какой-либо деятельности, похвалить или отругать. Такие активные дети являются заводилами, и многие из них стараются подчинить себе менее активных и не рвущихся «к власти» детей. Возникновение предметной деятельности в дошкольном возрасте приводит к появлению игр. Именно в игре складываются непосредственные взаимоотношения между детьми. Доминируют в этом возрасте ролевые игры, позволяющие освоить модели социальной жизни. Поскольку в игре проигрываются роли, соответствующие будущим социальным ролям, дети буквально учатся себя вести в разных профессиональных сообществах. В ролевых играх между детьми завязываются многообразные отношения. Это отношения взаимопомощи, сотрудничества, кооперации, заботы друг о друге. Но не надо забывать, что наряду с положительно окрашенными отношениями в ходе игры возникают и отношения грубости, деспотизма, возвеличивания своей персоны. По сути все, как во взрослом мире.

К шести-семи годам дети приобретают некоторые навыки общения, с которыми они идут в школу. Школа по сравнению с детским садом более универсальный институт, и общение в ней более разнообразное и развернутое. Тематика общения значительно расширяется, поскольку ведущим видом деятельности младшего школьника становится учение. Круг его общения становится разноуровневым. В него входят как сверстники, так и старшие ребята и, главное, взрослые — учителя. Это новый поворот в жизни ребенка. Можно смело сказать, что он для них слабо изведан и тяжел. Ведь в детском саду они находились несколько лет. За это время группа имела достаточно времени и средств для установления большой сети взаимоотношений. Придя в первый класс из разных садов и семей, дети стремятся сразу же завязать отношения. Но школа — это уже более серьезное заведение. Здесь у них развиваются не только личные отношения, но и деловые. Они зарождаются одновременно. Уже с первого класса дети выполняют общественные поручения, и это учит их взаимодействовать не только с теми сверстниками, которые любезны их сердцу, а и с другими, не столь желанными.

Потребность в общении продолжает развиваться, и инициирует это развитие учитель, который соединяет детей в подгруппы, группы, коллективы. В этом возрасте еще не складываются крепкие личные связи. Поведение детей ситуативное и зависит от многих факторов. Но уже некоторые дети продолжают общаться вне стен школы, демонстрируя появляющуюся потребность в дружеских взаимоотношениях.

Эта потребность развивается в дальнейшем. В средних и старших классах, когда внимание детей направлено уже на свою личность, на поиск своего места в мире, они стремятся для начала занять это место в системе внутриклассных отношений, среди сверстников. Поэтому для них очень важно быть принятыми одноклассниками, и отвержение вызывает страдания и переживания, которые в дальнейшем могут трансформироваться в нежелательные действия. Необходимо четко понимать, что подростки относятся к взаимоотношениям иначе, чем младшие школьники. У них появляются недетские интересы, и именно они побуждают ребят к реальной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Причем в орбиту этой перестройки втягиваются не только сверстники, но и родители, и учителя. Но подростки очень четко различают отношения со сверстниками и отношения со взрослыми. Если с первыми отношения имеют в большинстве случаев равные условия, партнерские, то со взрослыми они по-прежнему остаются неравноправными.      Важно! Если родители вовремя не уловят этот разрыв, то сын или дочь предпочтут отношения с ровесниками отношениям с родителями. Конечно, нельзя сказать, что именно так протекают процессы ознакомления детей с внешним миром во всех семьях. Это скорее тенденция, связанная с особенностями возраста и особенностями общения. Во многих семьях при разумном построении взаимоотношений ребенок сохраняет две линии отношений: с ровесниками и родителями параллельно, не ущемляя ни одну из них.

На общение влияют кроме особенностей возраста и психические функции, свойственные каждому человеку. Мы знаем, что любую личность характеризуют присущие ей познавательные процессы, включающие память, восприятие, мышление, внимание, воображение. Оттого, как идет развитие этих процессов у ребенка, зависит уровень его общения. И, действительно, развитие познавательных процессов влияет на становление ценностных ориентаций ребенка, выбор друзей и взаимодействие с ними. Поскольку их изменение имеет возрастную «окраску», т. е. каждому возрасту соответствует развитие познавательных процессов, подтверждающее готовность индивида к жизни именно в этом возрастном периоде.

Общение является особым видом деятельности. Отсюда чрезвычайно важным представляется овладение этой деятельностью детьми. Результатом подобного овладения можно считать расширение связей, их качественная характеристика. Но главный результат — это деятельность детей, выраженная в различных поступках. Причем деятельность активная, поскольку ее «подогревает» дружба детей. Общаясь с другом или друзьями, ребенок проявляет чудеса изобретательности. С возрастом детям становится все интереснее делать вместе. Конечно, нельзя еще сказать, что ребенок готов взять всю ответственность за совместные проступки, которые он совершил с другом, но уже есть первые всходы «жертвенной дружбы». От меры этой жертвенности во многом зависит отношение детей друг к другу во время общения.

Где именно деловые взаимоотношения могут быть у ребенка? Это садик, школа, клубы и кружки, спортивные секции. Там, где его и сверстников связывает учебная или трудовая или иная совместная деятельность. Личные отношения связаны с потребностью ребенка в общении с близкими ему людьми. Это не формальное общение, которое «навязывают» ему взрослый. Ходи в садик, в школу, посещай спортивную секцию, музыкальную школу! Личные на то и личные, что они близки лично ребенку. В психолого-педагогических источниках они получили название межличностные. Их характеризует уровень понимания между людьми, межличностная привлекательность партнеров по общению и взаимодействие в поведении. Личные отношения обладают большой силой и большой властью над ребенком. Знание характеристик личных отношений может помочь разобраться в проблемах, которые возникают в ходе взаимодействия ребенка и общества. Некоторые из них мы приведем в качестве примера, позволяющего судить о силе такого общения.

Межличностные отношения формируют мотивацию деятельности ребенка. Поскольку ребенок стремится к принятию его сверстниками, изменению своего статусного положения в группе, он ради положительного отношения к нему готов на многое. Это желание становится мощным мотивом его деятельности, которая может быть как положительной, так и отрицательной. Это зависит, в частности, оттого, на каком нравственном уровне развития находится группа, притягательная для ребенка.

Если группа обладает нравственными характеристиками, можно поддержать ребенка в желании быть в ней, помочь ему морально и «действием». Может быть, если его не принимают в эту группу, поговорить с воспитателем или учителем. Или организовать у себя дома какие-то детские праздники и пригласить ребят, к которым тянется ребенок. Если же межличностные отношения, доминирующие в группе, включают и ребенка, то самое главное для родителей — поддержка этих отношений.

Не старайтесь сразу же навязать ребенку свой вкус в отношении выбора друга. Если по объективным характеристикам вам кажется, что такой друг будет негативно влиять на становление личности вашего ребенка, то необходимо постепенно, безболезненно «разводить» их. Здесь полезно создавать такие ситуации, в которых качества этого друга будут выглядеть неприглядно.

Межличностные отношения выполняют защитную функцию. Они защищают ребенка от непонимания взрослыми его проблем, от одиночества, причем как в переносном, так и в прямом смысле этого слова. Можно жить в семье и быть одиноким и непонятым. Это очень страшный и опасный для становления личности ребенка вид одиночества. И ему ничего не остается делать в таком случае, как искать понимание «на стороне». Если мотивом межличностного общения является одиночество, то, как правило, ребенок будет тянуться к более самостоятельным, «смелым» в его понимании, наделенным житейским опытом сверстникам или более старшему ребенку. Это как рази приводит к дружбе с детьми «группы риска». Ребенок, выросший на улице или в неблагополучной семье, знает жизнь и понимает, чего именно не хватает ищущему дружеских отношений вне дома, семьи ребенку. Вот это опасно! Тогда родителям необходимо задуматься, почему ребенку одиноко дома, чего не хватает ему в семейной лодке. Скорее всего понимания, участия в его детских, но таких важных делах. Пока не поздно, следует изменить свои взгляды наличность ребенка. Вспомнить, что он такой же полноправный член семьи. Уделять ему больше времени для общения. Мобилизовать усилия всех членов семьи для участия в жизни ребенка. В этом случае можно изменить ситуацию. Если потребности в общении будут удовлетворены в стенах дома, то теряется смысл в поиске друга на стороне. Ребенок будет общаться со сверстниками, но такое общение уже не будет носить «болезненный» оттенок.

Итак, потребность в общении создает основные условия адаптации ребенка к жизни во взрослом мире. Родителям необходимо быть внимательными к изменениям в поведении ребенка и не пропустить появляющиеся проблемы. И, конечно, активно помогать ребенку развивать коммуникативные качества. Следует всегда помнить о том, что ребенок строит свои отношения по-разному в раннем детстве, дошкольном, в младшем школьном и подростковом возрасте. И в основе своей взрослый мир, на пороге которого он стоит, достаточно враждебен ребенку. Общение со сверстниками и взрослыми людьми дает шанс обойти особо глубокие впадины и высокие горы социального пространства.

 

свернуть

Как помочь ребенку адаптироваться к обучению в 1 классе

Как помочь ребенку адаптироваться к обучению в первом классе? 

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Ребенку требуется помощь, а родителям — терпение и понимание.

Чем могут помочь родители?

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Учение — это нелегкий труд.
  5. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться — это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  7. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени
  8. Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах
  9. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант
  10. Безусловно, принимайте ребёнка — любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
  11. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.
  12. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  13. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
свернуть

Познавательные процессы

Специфика развития познавательных процессов у младших школьников 

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов у ребенка.

Психические познавательные процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях, способствующие познанию, расширению знаний. Важнейшими познавательными процессами являются восприятие, внимание, память, мышление, воображение, которые тесно взаимосвязаны.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, которые начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

  1. Восприятие– психический процесс непосредственного познания окружающего мира. Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов. Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – наглядный материал.

В начале обучения отличается  особенностями:

  • малая дифференцированность (это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии);
  • слабость углублённого, организованного и целенаправленного анализа при восприятии (часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное при этом не воспринимается);
  • связь с действиями, с практической деятельностью ребенка;
  • ярко выраженная эмоциональность: в первую очередь воспринимается то, что вызывает у детей непосредственную эмоциональную реакцию.

Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и написании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при измерении и пр.

  1. Внимание (не выступает как самостоятельный процесс) является обязательным условием успешной учебной работы школьников. Характерная особенность - слабость    произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание, направленное на все неожиданное, яркое, наглядное.

Однако  младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие  наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал. За время обучения в начальной школе все свойства внимания, кроме переключения, становятся почти такими же, как у взрослого. Переключение же в этом возрасте развито даже лучше, чем у взрослых, что объясняется подвижностью нервных процессов.

  1. Память может быть слуховой, зрительной, комбинированной. В литературе по психологии памяти отмечается значительная роль наглядных и словесных опор как приема запоминания.

Достаточно быстро в первые школьные годы развивается механическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенку хватает для усвоения материала и механической. Если не уделять должного внимания в эти годы становлению опосредованного, логического запоминания, это отрицательно скажется на обучении в среднем и старшем звене школы. В  младшем школьном возрасте при запоминании возрастает роль наглядных опор. Это важно, поскольку у младших школьников преобладает непроизвольный вид памяти,  запоминание должно быть чем-то мотивировано.

  1. Мышление - вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Интеллектуальное развитие младшего школьника идет по следующим направлениям:

1) широкое использование речи в качестве средства мышления;

2) три вида мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Наиболее часто ребенком используется образное мышление, когда он для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами.

Младшие школьники овладевают понятиями, учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Процесс сравнения у детей одного и того же возраста может проходить по-разному. Чаще дети находят различие, реже – сходство. Второклассники при сравнении выделяют большее количество признаков, чем первоклассники. Если сравниваются новые предметы, то ученики легче обнаруживают различные черты, если предметы известны – схожие качества. При повторном сравнении становится большим количество выделенных признаков сходства. Операция сравнения иногда подменяется простым рядоположением предметов, то есть сначала отмечаются свойства одного предмета, а затем – другого. Обобщение младшие школьники лучше всего делают, отталкиваясь от конкретных ситуаций, детальных описаний.  Критерием хорошо сделанного обобщения выступает умение привести конкретный пример, соответствующий полученным знаниям.

  1. Воображение – один из важных психических, познавательных процессов. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель, без умения  оперировать наглядными образами. Воображение первоклассника часто  носит воссоздающий (репродуктивный) характер.
свернуть

Правила эффективного общения взрослого с ребенком

Правила эффективного общения взрослого с ребенком. 

  1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научится сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
  2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
  3. Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действий.
  4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а так же демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
  5. Демонстрируйте взаимное уважение.
свернуть

Профилактика тревожности

Профилактика тревожности

  1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
  2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

 

свернуть

Рекомендации по воспитанию нравственности у Ваших детей

Рекомендации по воспитанию нравственности у Ваших детей

В душе и сердце ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш.А. Амонашвили

  1. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  2. Поручайте ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно.
  3. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  4. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.
  5. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  6. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам, духовно – нравственным качествам.
  7. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату
  8. Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора.
  9. Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».
  10. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
свернуть

Рекомендации по повышению мотивации к обучению

Рекомендации по повышению мотивации к обучению:

  1. В процессе мотивации дошкольника важно учитывать интересы ребёнка, его индивидуальные потребности и приоритеты.
  2. Очень важно создать у ребёнка положительный образ школы.
  3. Составьте приблизительное представление о школе у ребёнка. Можно проиграть некоторые ситуации из школьной жизни по ролям.
  4. Важно у ребёнка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.
  5. Сотрудничайте с педагогом; оценивайте не личность, а действия, поступки ребёнка.
  6. Учите ребёнка грамотному объяснению своих успехов и неудач.
  7. Важно создавать для ребёнка зону ближайшего развития, а не делать за ребёнка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам.
  8. Учите ребёнка планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.
  9. Помогите ребёнку сформировать адекватную самооценку.
  10. Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки».
  11. Очень важно в учебной деятельности формирование у школьника навыка самоконтроля.
  12. Проанализируйте, верит ребенок в свои успехи или нет. Подарите ему эту веру в себя.
  13. Стабилизируйте психологическую обстановку дома, старается решать вопросы без конфликтов.
  14. Помогая ребёнку на этапе подготовки к школе, вы закладываете фундамент для успешного обучения в дальнейшем.
  15. Каждый день спрашиваете у ребенка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность в его делах.
  16. Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но при этом не пишите сочинение за ребенка.
  17. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте книги.
  18. Читайте вместе с детьми книги по ролям.
  19. Старайтесь адекватно оценивать знания и достижения ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми. Его самооценка страдает от этого.
  20. Повторяйте ребенку, что вы ждете от него успехов в учебе, а не того, что он станет вундеркиндом.
  21. Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся, и в них нет ничего плохого.
  22. Старайтесь быть хорошим примером для своего ребенка.
  23. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребенку, делая акцент на том, что и в вашей жизни были такие ситуации.

И помните:  у вас всё получится!

свернуть

Рекомендации по снижению агрессии у детей

Рекомендации по снижению агрессии у детей:

  1. Не фиксируйте внимание на агрессивном поведении ребёнка, сами не проявляйте грубости, жестокости. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения – вот что формирует у детей сдерживающие начала.
  2. Постарайтесь быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение.
  3. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка.
  4. Умейте принимать его таким, какой он есть.
  5. Чаще включайте в общении тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
  6. Переходите от «Ты-высказываний» к «Я-высказываниям» («Ты себя плохо ведёшь!» - «Я обеспокоен твоим поведением»; «Ты выполнил домашнее задание? – «Может, я помогу тебе с уроками?»).
  7. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  8. Наказание не должно унижать ребёнка.
  9. Давайте ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  10. Развивайте способность к сопереживанию другому.
свернуть

Рекомендации родителям младших подростков 5 класс

Рекомендации родителям младших подростков

  1. Прежде всего, у подростка необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками. 
  2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.
  3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания. 
  4. Культивировать значимость образования.
  5. Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?» 
  6. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.
  7. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.
  8. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
  9. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично. 
  10. Проявляйте к ребенку максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
  11. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей. 
  12. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают!

 

свернуть

Рекомендации родителям по предупреждению детских и подростковых суицидов

Рекомендации родителям по предупреждению детских и подростковых суицидов

  1. Будьте внимательнее к настроению своего ребёнка, поддерживайте его, не ругайте по пустякам, сохраняйте диалог. Чуткий родитель должен почувствовать, что ребёнка что-то тяготит.
  2. Попытайтесь поговорить с ребёнком, но не навязывайте свою точку зрения и не старайтесь приуменьшить подростковое горе словами: «Нашел, на что обращать внимание!» Вспомните себя и постарайтесь поговорить по-взрослому.
  3. Воспринимайте своего ребёнка-подростка всерьёз. Открытое обсуждение с ребёнком проблем и планов, в свою очередь, снимает тревожность и укрепляет доверие подростка к вам.
  4. Необходимо уделять больше времени внимательному выслушиванию своего ребёнка и стараться понять, что он на самом деле имеет в виду и о чем думает. Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте: «Я слышу тебя».
  5. Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать собеседника за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете его слова всерьез.
  6. Если его слова вас пугают, скажите об этом прямо. Его поздно оберегать: ему нужна помощь, а не фальшивые заверения о том, что всё в порядке. Но покажите, что его судьба вам не безразлична.
  7. Подчёркивайте временный характер проблем. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы - сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации. Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы. Отстаивайте точку зрения, что самоубийство - неэффективный способ решения проблем.
  8. Заключите «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом.
  9. Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернётся к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы.
  10. Ограничьте доступность средств самоубийства. Не оставляйте там, где находится подросток, собирающийся совершить суицид, лекарства и оружие.
  11. Не бойтесь попросить о помощи. Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер, к подростковому психиатру. Помните! Обращение к специалисту может спасти вашему ребёнку жизнь.
свернуть

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения ребёнка

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения ребёнка.

  1. Установить режим дня в соответствие с индивидуальными психологическими особенностями ребёнка. (время сна,подготовка уроков, сбор в школу, отдых, прогулки, секции, кружки)
  2. Утомляемому ребёнку целесообразно сесть за уроки после продолжительной прогулки.
  3. Заранее чётко определить и оговорить распорядок той или иной деятельности.
  4. Первое время контролировать, но не забывать и о развитие самоконтроля, при выполнении домашнего задания.
  5. Провести беседу с ребёнком и объяснить ему, что учёба- это его одна из основных обязанностей, и достаточно приятных, ведь он будет постоянноузнавать что-то новое, научится делать много интересных вещей, найдёт хороших друзей ит.д. Но одновременно это и труд, придётся воспитывать себя, делать вещи, которые не очень нравятся. Но без которых не обойтись.
  6. Определить время взаимодействия при выполнении домашнего задания. Вам надо договориться, что он делает полностью самостоятельно и сам проверяет, а что делает в вашем присутствии, при вашем участии, и что проверяете вы.
  7. Запрет на все фильмы, игры с агрессивными сценами.
  8. Взаимопонимание – это залог профилактики агрессивного поведения у детей.

 

свернуть