Консультации учителя-дефектолога

Комплексный подход по предупреждению специфических ошибок чтения и письма у детей младшего школьного возраста

20.11.2023

Высокой результативности в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития можно добиться при тесном взаимодействии учителя-дефектолога с учителем начальных классов, реализации комплексного подхода и интеграции коррекционно-педагогической помощи и образовательного процесса. Как показывает практика, преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя начальных классов необходимо обеспечивать на всех этапах и в разных направлениях педагогической деятельности.

Многие дети с речевыми нарушениями могут довольно успешно обучаться в школе при условии своевременно оказанной логопедической помощи и квалифицированной работы учителя. Использование на уроках элементов логопедической практики помогут преодолеть речевые недостатки у младших школьников.

Один из аспектов этой работы - комплекс логопедических разминок.

Это непродолжительные задания, направленные на совершенствование мелкой моторики, формирование полноценных фонематических процессов, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, устранение пробелов в умении выстраивать определенные синтаксические конструкции, уточнение словаря и его активизацию на основе овладения различными способами словообразования и словоизменения.

Проанализировав исследования многих авторов, мы выделили наиболее приемлемые упражнения по предупреждению ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы 

Для предотвращения зеркальности проводится подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве. Учащиеся должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево».

Упражнение «Муха». Перед детьми листы с нарисованными клетками, на доске изображены такие же. В центре «сетки» находится «муха» - фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра.

Даётся сигнал: вверх-вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась "муха".

Эта игра помогает сформировать представление о понятиях: «верх», «низ», «право», «лево».

Затем детям предлагается нарисовать орнаменты и буквы (графические диктанты).

Выкладывание букв из палочек. Дети выкладывают буквы, фиксируя внимание на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

Определение правильно написанных букв (буквы изображены как правильно, так и зеркально).

Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Нужно определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

Нахождение недостающих элементов буквы. Проводится игра «Буква сломалась».

Систематическое придумывание слова, начинающегося на заданную букву.

Поиск букв, наложенных друг на друга. Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: в начале, середине, конце слова.

Реконструирование букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну счетную палочку.

Разгадывание филворда. Нужно найти и подчеркнуть названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали).

 

С

Т

Р

И

Ж

Г

Р

А

Ч

Ч

С

В

О

Р

О

Б

Е

Й

А

О

В

О

Р

О

Н

А

С

Й

Й

С

О

Р

О

К

А

Ы

К

К

И

В

О

Л

Г

А

Ч

А

А

С

И

Н

И

Ч

К

А

 

Вычеркивание повторяющихся букв, составление предложений, рассказа. Получившийся рассказ нужно прочитать или написать.

Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.

Уыпыадуытыныазыемылыюсывыерыкыаыюыщыиыесынеыжыинкыи.

Лаеса аи паолаебаудауатабаеалыамаи.

Ответ. Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белыми. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

  1. Придумывание слов с заданным слогом в определенной позиции. Например: Сани, поСАдка, лиСА, Сахар, уСАдьба, коСА, Салют, расСАда, полоСА.
  2. Чтение слогов по кубикам и слоговым таблицам. Здесь прослеживается четкое написание чу, щу, ча, ща. Дети не видят неправильного написания данных слогов.
  3. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.
  1. Игра «Морской бой». Нужно прочитать и записать слова.

 

А

Б

В

Г

1

фар

мо

токт

сунн

2

тер

дук

ра

тюг

3

ло

у

тук

ка

4

куш

сви

об

руч

А1Г1-...; Г2А4Д3-...; Д1Б2-...; Б3Д2-...; Г4Д4-...; Б4А2-...

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Формирование представления о слове. Учитель рассказывает, что слова бывают короткими и длинными. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы: у, и, к, в, с. При изучении буквы А дети знакомятся с союзом а.

Составление предложений с использование картинок, между которыми написана буква А (противительный союз). Например: «Морковь-овощ, а яблоко – фрукт». Для работы с предлогами  используют схемы, где предлог обозначается человечком.

Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рук ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам для запоминания того, что это отдельные слова, и их не нужно соединять с другими.

Дифференцирование слов, отвечающих на разные вопросы. Вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Какой? Какая? Какое? «Какие?».

Задания на подбор нужного слова к смысловому ряду для уяснения лексического значения слова:

- по опорным признакам – белое, теплое, парное (молоко);

- на обобщающие понятия: какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда); добавить нужное слово (стол, шкаф, стул...); назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - ...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Эта работа пройдет успешнее, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог – топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети, овладевшие данным видом деления слова на слоги, не испытывают затруднений в школе при переносе слов.

Подбор родственных слов к данному слову. Например: зима – зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать; дом – дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.

Исключение лишних слов. Например: гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.

Составление слова из данных слогов (сначала слоги даны по порядку, затем врассыпную).

Разделение слова на слоги, их перестановка. Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон) .

Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других слов. Например: Камень, Озеро, Торт (кот) .

Составление слова по конечному звуку других слов. Например: кенгурУ, ананаС, часЫ (усы) .

Составление слова по третьему звуку приведенных слов. Например: саДовник, крЫша, саМолет (дым) .

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова. Например: зайка-майка-чайка-гайка-шайка-сайка-лайка-Райка.

Чтение слов в обратном порядке.

Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова. Например: М, Т, С, О – мост; Ы, З, Б, У - зубы.

Игра «Потерялась буква» .Например, даются следующие сочетания: ду. ., су. ., д. .м, б..к.

Из букв данного слова составить новые слова.Например: мороженое – море, нож, морж и т.д.

Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова нужно придумать новые слова.Например:сироп – соль, сахар; ирис - игра.

Составление из двух слов одного. Например: голубые глаза – голубоглазый; длинные уши - длинноухий.

Подбор к данной рифме. Например: сок – лесок, носок, поясок.

Чтение слов по полбукве. Например, логопед закрывает половину слова (верхнюю или нижнюю).Детям нужно догадаться, какое слово написано.

Работа с текстами с пропусками гласных в словах (с разными уровнями сложности). Нужно вставить гласные и записать текст.

Пример:

Б..лк..

Б..лк..ж..в..т в д..пл...  б..лк.. п..ш..ст..й хв..ст  ..

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

 Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья?, чьё?, чьи?

Подбор существительного к данному прилагательному.

Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом использовать как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый листья хвост коровьи; зеленая платье голова коровье; зеленое дуб туловище коровья.

Согласование числительных «один», «два», «пять» с существительными .

Подбор как можно большего количества глаголов к данному слову. Например: «Что можно сделать с яблоком? Купить, съесть, помыть и т.д.» .

Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: прийти к ...(дому, отцу, решению...) и т.д. 

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения

Составление предложений по схемам. И наоборот: составление схем к данным предложениям.

Перестановка слов с целью получения нужной фразы: Юли красивая куртка у – у Юли красивая кукла; красивая кукла у Юли.

Вставка пропущенных слов. Например: 1) Мы гуляли . . . лесу.

Придумывание окончаний фраз. Например: Врач – это человек, который . . . (лечит) .

Выделение границ предложений в тексте. Учитель монотонно читает фразы, предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончится. Сначала подбираются короткие и не связанные по смыслу предложения, затем – более распространенные и близкие по смыслу.

Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках.

Соединение частей разорванных предложений. Например: Падает липкий. Снег громко лает. Шарик. – Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же числом слов.Например: падаютлистьядуетветерльютдожди.- Падают листья. Льют дожди.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения

Нахождение слов в предложении, разделение их и записывание.

Пример текста

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.

Снялизверькипушистыесерыешубки.

Нахождение границ предложений. Расстановка точек и заглавных букв.

Составление предложений из заданных слов, а затем связного рассказа, его записывание. Например: ёжика, подарил, дедушка, ребятам в.

Составление и записывание предложений из данных слов, вставка пропущенных букв Д и Т. Например: У, .е.а, Мороза, .елоснежная, . линная.

свернуть