С 15 ноября 2022 года в белорусских школах стартовал пилотный проект, инициированный Министерством образования (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 декабря 2022 г. № 870 Об эксперименте по организации питания обучающихся). Проект проводился с целью апробации новых технологий и принципов организации школьного питания. Для проведения эксперимента было выбрано 20 учреждений общего среднего образования. От Брестской области в эксперименте принимали участие государственные учреждения образования «Средняя школа № 1 г.Бреста», «Малоритская средняя школа № 1» и «Средняя школа д. Чернавчицы». Были разработаны технологические карты на новые (фирменные) блюда и изделия с учетом вкусовых предпочтений учащихся и детской диетики. Благодаря внедрению новых блюд в школьное меню объемы пищевых отходов значительно уменьшились. Эксперимент по питанию признан эффективным.
С 1 сентября 2023 года в ГУО «Средняя школа №7 г.Бреста» внедрялись новые подходы пилотного проекта Министерства образования по организации питания учащихся. С сентября 2024 года все школы города Бреста перешли на новые принципы питания. В городе разработан двухнедельный примерный рацион с учетом предпочтений нынешних школьников.
Методические рекомендации по организации питания в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году (файл *.pdf, 3,11 МБ)
ГРАФИК ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
I СМЕНА
9.40 – II классы, III «Б», IV «А», IV «В» классы
10.25 – I классы
10.45 – V классы, VIII «А», VIII «В», VIII «Г» классы
11.45 – VIII «Б», VIII «Д», IX, Х, XI классы
13.20 – ГПД № 1, 2, 3, 4 (обед)
13.40 – двухразовое питание
II СМЕНА
14.45 – III «А», III «В», III «Г», IV «Б», IV «Г», IV «Д» классы
15.40 – VI классы
16.15 – ГПД № 1, 2, 3, 4 (полдник)
16.40 - VII классы
Предоставление бесплатного питания
На основании пунктов 3, 6 главы 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 года № 694 «Об организации питания обучающихся» бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются учащиеся:
I–IV классов начальных, базовых, средних школ, гимназий (кроме обучающихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования);
V–XI классов базовых, средних школ:
из многодетных семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании; дети-инвалиды;
из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы;
из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;
из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий;
из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
специализированных по спорту классов;
находящимся в социально опасном положении;
из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала).
Для получения бесплатного питания обучающимися их законные представители подают заявление (Скачать, .docx, 17 Кб) руководителю учреждения образования.
К заявлению прилагаются:
удостоверение многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами, – для семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании, обучающихся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях;
удостоверение инвалида либо заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении инвалидности – для детей-инвалидов, обучающихся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях;
удостоверение инвалида – для семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы;
удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств;
удостоверение о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение;
сведения о доходах каждого члена семьи обучающегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и справка о месте жительства и составе семьи – для малообеспеченных семей, дети которых обучаются в школе.2. Овощи, фрукты, ягоды.
3. Мясо, птица, рыба, бобовые, яйца и орехи.
4. Молочные продукты, сыры.
5. Жиры, масла, сладости.
Жиры - источник энергии, минеральных веществ, жирорастворимых витаминов.
Углеводы - основной поставщик энергии для жизни.
Пищевые волокна - способствуют хорошему пищеварению, защищают организм от пищевых канцерогенов, помогают в профилактике многих заболеваний.
Для этого необходимо определить:
• интервалы между приёмами пищи
• меню по энергетической ценности и продуктовому набору
Попробуйте добавить «изюминку» в привычные блюда (например, орешки, сухофрукты, горсть ягод - в кашу или сухарики и свежую зелень в суп).
Трапеза должна проходить в спокойной обстановке. Выделите на каждый приём пищи достаточно времени, чтобы детям не приходилось торопиться. Важно, чтобы ребёнок тщательно пережевывал пищу. От этого зависит, насколько хорошо она переварится и усвоится.
150-200 г пшенной, гречневой, перловой или рисовой каши
200-250 г овсяной каши
150-200 г отварных макарон
1-2 блинов
1-2 моркови
пучка зелени
1 помидора или 1 ст. томатного сока
картофеля 3-4 клубня
Всего 350 - 400 г овощей
3-4 слив или полстакана ягод
пол-апельсина или грейпфрута
1 персика или двух абрикосов
1 стакана фруктового или плодовоягодного сока
половины стакана сухофруктов
60-80 г нежирного или полужирного творога
50-60 г твердого сыра
половины стакана сливок
порции мороженого
Выбирайте низкожирные сорта молока и продуктов (2.5 %, 3.2 % жирности)
80-100 г говядины или баранины
60-80 г свинины
50-60 г вареной колбасы
80-100 г птицы или рыбы
половины стакана гороха или фасоли
2-ух куриных яиц (не более 4 шт. в неделю)
Выбирайте нежирные сорта мясных продуктов
• 3 шоколадных конфет
• 5 карамелей
• 5 чайных ложек варенья или меда
• 2-3 вафель
• 50 г торта
• 1-2 ст. ложки растительного масла
• 30 г сливочного масла
ЗАВТРАК
! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Отсутствие завтрака сказывается на успеваемости ребёнка и его способности к обучению.
ОБЕД
В обед ребёнок должен получать не менее 35 % дневной нормы калорий
Обед должен состоять из:
ПОЛДНИК
На полдник ребёнок должен получать 15 % от дневной нормы калорий
Полдник должен состоять из:
УЖИН
На ужин ребёнок должен получать до 25 % от дневной нормы калорий
Ужин должен состоять из:
• и напитка (чай, сок, кисель).
Надеемся, что наши советы помогут вам организовать правильное питание ваших детей. Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит детям заряд энергии и крепкое здоровье. При правильном питании Вы очень скоро заметите, что рёбенок стал чаще радовать вас хорошим настроением, здоровым цветом лица и успехами в школе.